ОАО «РЖД». Треки профессионального роста

Студенческие практики

Студенты самарских вузов решали актуальные производственные задачи в ходе стажировки в информационно – вычислительном центре ОАО «РЖД». Руководство компании дало возможность межвузовской команде студентов поработать в информационно-вычислительном центре (ИВЦ). Предварительно каждый кандидат в IT-отряд прошёл жёсткий отбор, включающий собеседование с начальниками отделов ИВЦ, тестирование на знание информационных технологий, на логику и эрудицию, а также оценку вербальных способностей и системного мышления. В результате из 40 подавших заявки студентов пяти региональных вузов – Самарского государственного университета путей сообщения, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Самарского государственного экономического университета и Самарского государственного технического университета – были отобраны лучшие из лучших.

Молодые специалисты

Инжеватова Татьяна
1. Какие подразделения и лаборатории университета дали вам первый практический опыт?
- Практический опыт сопровождения ИС был получен непосредственно в подразделении Самарского ИВЦ. В рамках образовательной программы были предусмотрены лекции в Самарском информационно-вычислительном центре, где показывали работу всех систем. В рамках обучения на практических занятиях осуществлялось выполнение практических навыков управления станцией в прототипе программы.
2. Где проходили производственные практики во время обучения в университете?
Производственные практики проходила в отделе Автоматизированных систем управления трудовыми ресурсами и социальной сферой Самарского информационно-вычислительного центра. В рамках практики проводились работы в тестовой системе ЕКАСУТР по всем направлениям.
3. Какое было первое ответственное задание, как молодому специалисту на предприятии?
- Для меня первым ответственным заданием как молодому специалисту стало ведение обновлений реестра документов на сайте центра технологического сопровождения (ЦТС) по направлению работы в системе АСУТР по уведомлениям, рассмотренным ранее экспертами.
4. В каком подразделении (цеху) предприятия работаете?
- На сегодняшний день являюсь работником отдела общекорпоративных автоматизированных систем управления Самарского информационно-вычислительного центра.
5. В какой сфере сегодня вы стали востребованным специалистом?
Востребованным специалистом в сфере технической поддержки ИС, тестирования ИС.
6. Расскажите о работе со студентами, которые сегодня приходят на практику в ваше подразделение.
В рамках работы со студентами проводила ознакомительные занятия с информационной системой ЕК АСУТР, порядком работы в смежных системах.
7. Какие еще молодые специалисты успешно работают вместе с вами или в технологически связанных подразделениях? В каких производственных процессах они участвуют?
Молодые специалисты, работают в различных направлениях сферы деятельности ГВЦ. Участвуют в процессах разработки формирования отчетов, сопровождении информационных систем, администрировании сетевых ресурсов.
8. Расскажите о направлениях, в которых, по вашему мнению, сегодня есть самый большой дефицит кадров?
Сфера управления персоналом, педагоги бюджетных учебных заведений.

Блохин Андрей
1. Какие подразделения и лаборатории университета дали вам первый практический опыт?
- Лаборатории СамГТУ (Самарского Государственного Политехнического Университета):
- Лаборатория по электротехнике и микроэлектронике – работа с микрочипами и оборудованием по их программированию.
- Лаборатория ОСО (Особо сложного оборудования) – радиоэлектронные составляющие вычислительных и измерительных приборов.
- Лабораторные работы по метрологии на ФАИТ (Факультет автоматики и информационных технологий) – профессиональное знакомство и применение на практике продуктов MS Word, MS Excel, MS Access.
2. Где проходили производственные практики во время обучения в университете?
- Почта России, Самарский завод «Строммашина» ОАО Строммашина-Щит, лаборатория ОСО кафедры ФАИТ СамГТУ.
2. Где проходили производственные практики во время обучения в университете?
Первым ответственным заданием как «молодому специалисту» (первая или вторая неделя работы) стала личная доставка корреспонденции Самарского Информационно-вычислительного центра в ГВЦ Москвы с оформлением командировки.
Наиболее значимым производственным заданием в статусе «молодого специалиста» стало создание и настройка образов основных разновидностей ПК из огромной партии вновь прибывшей техники. Разворачивание образов на ПК с установкой и настройкой периферийного оборудования и введение ПК в домен в условиях ограниченного времени в период подготовки к ассамблее начальников дорог в здании ДЦУП Самара (если не ошибаюсь 2012 год).
4. В каком подразделении (цеху) предприятия работаете?
На данный момент работаю в должности начальника отдела КСУП (Корпоративных систем управления производством) СамИВЦ. Первоначально устроился в отдел АСУ ДЦУП (Диспетчерского центра управления перевозками), затем отдел был переименован в АСУ СДУ (Систем диспетчерского управления), затем отдел АСУ Д (Движения), затем отдел ПО (производственный) и КСУП.
5. В какой сфере сегодня вы стали востребованным специалистом?
На данный момент считаю себя востребованным руководителем (сфера управления). Также наблюдаются успехи в сфере ИИ (искусственного интеллекта – роботы RPA, чат-боты).
6. Расскажите о работе со студентами, которые сегодня приходят на практику в ваше подразделение.
- Отдел КСУП относительно молодой, так как образовался в конце 2021 года. За прошедшее время в отделе не успели побывать студенты-практиканты, но новые молодые сотрудники успели пополнить ряды отдела сразу после защиты дипломной работы и получения диплома. В первую очередь для таких сотрудников проводится первичный инструктаж на рабочем месте, на котором обозначаются информационные системы, с которыми придется работать и общая специфика работы в отделе, описывается контингент пользователей, с которыми придется работать. Проводится знакомство с политикой ОАО «РЖД», ГВЦ, СамИВЦ, нормативными актами и документацией. Экскурсия по зданию ИВЦ, распорядок, нормы и правила. Затем происходит знакомство с коллективом, закрепление куратора/наставника из опытных специалистов отдела, постановка задачи. Затем знакомство с новыми тенденциями развития и проектами, привлечение к проектной деятельности.
7. Какие еще молодые специалисты успешно работают вместе с вами или в технологически связанных подразделениях? В каких производственных процессах они участвуют?
- Молодые специалисты присутствуют во всех отделах Самарского ИВЦ, т.е. во всех смежных подразделениях. Исключением не являются и отделы смежных ЦТС на других ИВЦ. Все молодые специалисты участвуют как в оперативном сопровождении ИС ЗО (дежурная смена), так и в текущем сопровождении пользователей ИС (первая линия поддержки и эксперты), успевая при этом принимать участие в проектной деятельности и волонтерских акциях.
8. Расскажите о направлениях, в которых, по вашему мнению, сегодня есть самый большой дефицит кадров.
На мой взгляд, основными дефицитными направлениями как по молодым кадрам, так и в общем являются:
- Кадровый блок;
- Разработчики ПО/программисты;
- Специалисты, обслуживающие систему жизнеобеспечения здания (ЭТО).