img img img img img img img img

Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО «РЖД»

Самарский университет путей сообщения на данный момент является одним из основных партнеров в области целевой подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». По целевым направлениям в университетском комплексе обучаются около 2-х тысяч студентов. Ежегодно, руководителями железной дороги и структурных подразделений региональных дирекций, на базе университета проводятся лекции, круглые столы и стратегические сессии. В 2022 году с целью определения наиболее актуальных задач, требующих решения с привлечением научного потенциала ВУЗов, проведен ряд совещаний с участием представителей потенциальных заказчиков, профессорско-преподавательского состава университета и работников железной дороги. В рамках встреч сформировано и направлено в центральный аппарат ОАО «РЖД» 5 заявок на включение проектных работ в план научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2022 год. В их числе – проект «Бортовая система обогащения дизельного топлива природным газом маневровых тепловозов».

В 2020 году ОАО «РЖД» и Правительство Самарской области заключили соглашение о сотрудничестве в области инновационного развития транспортной инфраструктуры. Самарская область является первым регионом страны, где организован конкурс инновационных проектов по запросам Куйбышевской железной дороги с привлечением инвестиций в виде субсидий Минэконома и софинансированием ОАО «РЖД».

В настоящее время на инвестиционном комитете ОАО «РЖД» для дальнейшего тиражирования на сети железных дорог рассматривается проект СамГУПС «Система технической диагностики и мониторинга асимметрии тягового тока контролируемых перегонных рельсовых цепей участка железной дороги». Актуальное направление – «Конвертация тепловозных дизелей на газомоторное топливо». В СамГУПС создана лаборатория, оборудованная дизель-генераторной установкой с водяной системой охлаждения Д242. Дизель-генератор оснащен электронной системой управления для работы по газодизельному циклу, ведутся работы по модернизации системы измерения с возможностью снятия индикаторной диаграммы. Все исследования ученые тщательно выверяют с производственниками. На базе эксплуатационного локомотивного депо Самара Куйбышевской дирекции тяги проведена серия исследований по влиянию добавок сжиженного газа к дизельному топливу: изучается влияние на процессы горения, экономичность и экологическую безопасность маневрового тепловоза ЧМЭЗ.
Работа по внедрению инновационных разработок в ОАО «РЖД» стала более системной. Много перспектив открывает сотрудничество ученых СамГУПС с Региональной инновационной площадкой ОАО «РЖД». В феврале 2021 года начал свою работу Проектный офис СамГУПС по модели Агентства стратегических инициатив для отбора актуальных проектов образовательной, технологической, социальной и городской направленности.

РЖД интересуют комплексные тиражируемые решения: создание нового поколения бортовых локомотивных систем безопасности на основе искусственного интеллекта, блочные модульные посадочные платформы, узлы с повышенным ресурсом эксплуатации, беспилотники и бессветофорные технологии для сигнализации на перегонах, умная спецодежда и другие решения.

В рамках Научно-образовательного центра Самарской области «Инженерия будущего» на базе факультета «Подвижной состав и путевые машины» создана межотраслевая лаборатория по изучению альтернативных источников топлива «Газомоторное и водородное топливо». Лаборатория занимается работой над проектом - «Бортовой генератор водорода для маневрового тепловоза». Железная дорога и компания ОАО «РЖД» в целом принимает активное участие в развитии материально- технической базы университета. Ведется работа по поставке тренажерных комплексов, созданию учебных брендированных пространств, коворкинг зон, оснащению аудиторий. В 2021 году в рамках очередного совместного мероприятия «Неделя Куйбышевской железной дороги в СамГУПС» было заключено соглашение о взаимодействии. Документ предусматривает все аспекты, начиная от профориентации абитуриентов заканчивая формированием научных инициатив для транспортной отрасли.

Сотрудничество Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с вузами в рамках инновационной деятельности
Железнодорожный транспорт имеет в Самарской области большие перспективы для роста. Следуя трендам экономического развития, мы определяем наши цели в области цифровизации и роботизации бизнес-процессов компании, построении деятельности с использованием современных и передовых технических решений.
Переход вектора технологического развития в область цифровизации и роботизации расширил область сотрудничества железной дороги за пределы профильного университета. Для решения задачи оптимизации эксплуатационных расходов недостаточно оперативного определения отказов и принятия мер к устранению – будущее в системах мониторинга технического состояния за предиктивными модулями, способными определять момент выхода оборудования из строя задолго до его возникновения. Совместно с Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П.Королева Региональная инновационная площадка Куйбышевской железной дороги «ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ» прорабатывает возможность модернизации существующей системы диагностики устройств автоматики и телемеханики. Для повышения качества Комплексной системы автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП) горочного комплекса требуется постоянный анализ продольного профиля пути. Для этих целей НОЦ робототехники Самарского университета работает над созданием мобильной диагностической платформы, анализирующей фактическое состояние продольного профиля пути для корректировки настроек КСАУ СП и планирования ремонтных работ.
Ещё одно важное направление – роботизация технологических процессов. Специалистами НОЦ Самарского университета ведется проектирование роботизированной платформы для соединения тормозных рукавов, что является одним из камней преткновения в автоматизации сортировочного процесса.
Успешно проходят испытания роботизированного комплекса для ультразвуковой диагностики подводных частей искусственных сооружений – совместного проекта Самарского технического университета, ООО «Экран» и АО «Сетецентрические платформы». Комплекс позволяет осуществлять диагностику поверхностей опор мостов, геолокационный и площадной промеры дна. Сейчас комплекс позволяет локализовать дефекты для последующего точечного проведения водолазных работ, что значительно снижает их объем и стоимость.
В рамках проекта от Самарского технического университета «Разработка и создание автоматизированного рабочего места для поверки средств измерения давления» проходит испытания прототип стенда на базе Самарского участка Куйбышевского центра метрологии. Проект признан финалистом конкурса инновационных проектов, соответствующих запросам Куйбышевской магистрали на инновационное развитие 2020 г. и реализуется с привлечением грантовой поддержки с использованием механизма софинансирования Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и Куйбышевской железной дроги. Разработанный прототип стенда автоматизирует подачу проверочного давления, считывание и распознавание показаний поверяемых манометров, а также формирование протоколов метрологических испытаний и занесение их в единую базу данных. Работа на стенде не требует участия квалифицированных метрологов и ускоряет процесс поверки.
С профильным железнодорожным вузом - Самарским государственным университетом путей сообщения работа выстроена в нескольких направлениях: методическая поддержка в инновационной деятельности, взаимная экспертная оценка, реализация совместных проектов. В текущем году совместно с СамГУПС отделом инновационного развития железной дороги запущен 3-й цикл открытых лекций, посвященных инновационным направлениям развития.
СамГУПС совместно с технологическим партнером ООО «Аккумулятор инноваций» разрабатывает проект «Тяговый накопитель электрической энергии». В рамках проекта планируется разработка накопителя энергии, подключаемого в тяговую сеть системы электроснабжения железнодорожного транспорта.
На базе Региональной инновационной площадки Куйбышевской железной дороги «ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ» создана VR-лаборатория, в создании которой активно участвовали представители СамГУПС. Несмотря на тенденцию вывода человека из опасных производств, создание современных образовательных технологий не теряет своей актуальности. В отличие от стандартных тренажеров, где выполняется оттачивание моторных навыков, они позволяют отрабатывать последовательность принятия решений и действий в нестандартных ситуациях и контролировать сложные технологические процессы.

Работа в режиме многозадачности – привычный формат деятельности любого современного предприятия, в том числе и Куйбышевской железной дороги. Высокий уровень подготовки, наряду со способностью ориентироваться в нестандартных ситуациях и быстрой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям внешней среды – определяющие факторы в процессе становления специалиста. Сегодня, работник железной дороги должен быстро реагировать на происходящие изменения в отрасли, принимать грамотные, ответственные решения, четко ставить задачи и постоянно заниматься собственным развитием и развитием подчиненных. Взаимодействие железной дороги с вузами и предприятиями региона вносит весомый вклад в развитие этих качеств как у студентов, так и у работников магистрали. Куйбышевская железная дорога всегда открыта для молодых и амбициозных специалистов - выпускников учебных заведений, способных и стремящихся раскрыть свой потенциал.

ВЯЧЕСЛАВ ДМИТРИЕВ
начальник Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»