img img img img img img img img img img img

Жизненные ориентиры и успешные практики консолидации современной молодежи Самарского региона.

6 декабря 2023 года исследовательской командой социологического факультета Самарского университета (Вандышева Л.В., Васькина Ю.В., Малаканова О.А., Митрофанова С.Ю., Пустарнакова А.А.) был проведен семинар на тему «После поля»: основные итоги проекта» по гранту «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект» (реализуется при финансовой поддержке Губернского гранта в области науки и техники, Совета ректоров вузов Самарской области и Ассоциации вузов Самарской области), на котором был представлен отчет с результатами, заключительными выводами и рекомендациями об успешных практиках консолидации современной молодежи Самарского региона.

Светлана Юрьевна Митрофанова (к.с.н., доцент кафедры социологии и культурологии, доцент кафедры социологии политических и региональных процессов) задала содержательные рамки доклада и дискуссии с экспертами и студенческой молодежью, охарактеризовала основные этапы работы над проектом, в своем выступлении сделала акцент на значительном объеме работ, проделанном исследовательским коллективом, и рассказала об одном из аспектов проведенного социологического исследования, касающегося механизмов вовлечения молодежи в общественные объединения, отметив, что на разных этапах транзиции (перехода по общественным организациям) и в объединениях различной направленности – работают различные механизмы, как селективные, так и «открытых дверей».

Участники семинара имели возможность вместе с исследователями совершить открытия и узнать о себе много нового. Например, соотнести оценку собственных качеств с оценками респондентов, участвовавших в опросе. Васькина Юлия Владимировна (заведующая кафедрой социологии и культурологии, к.с.н., доцент) обратила внимание на тот факт, что среди своих личных качеств студенты наиболее высоко оценили выраженность таких характеристик как «член семьи» (4,44 балла по пятибалльной шкале), «студент» (4,11) и «гражданин России» (4,06), при этом наименее выраженными качествами стали «религиозность» (2,60), «интерес к политическим событиям» (3,01) и «склонность обсуждать свои решения с другими» (3,07). Также исследование показало, что оценки своих личных качеств связаны с ощущением общности с определенными социальными группами и с участием в конкретных общественных объединениях. Выяснилось, что самыми близкими себе студенты считают друзей и семью, а также людей, помогающих другим, стремящихся узнать и сделать что-то новое, имеющих те же увлечения, что и сами опрошенные. Самыми востребованными студенческими объединениями являются творческие коллективы и профсоюз. Характер выявленной связи между личными качествами и групповой идентификацией позволяет сделать вывод, что студенческую молодежь в большей степени привлекают те объединения, где можно раскрыть свои способности, заниматься любимым делом, общаться с единомышленниками, встречать новых людей, проявлять свое творческое начало.

Пустарнакова Анна Александровна (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н.) охарактеризовала основные жизненные принципы, на которых строится успешная социализация современной молодежи: базовые принципы, принципы, ориентированные на получение прагматических результатов с ориентацией на личное благо, саморазвитие и самосовершенствование личности, жизненные принципы, основанные на понятиях «долг», «ответственность», «обязанность», а также показала, какие возможности и преимущества дает молодежи участие в деятельности общественных объединений.

На семинаре были подведены итоги Конкурса рецензий и награждены победители (всего в нем приняли участие 40 студентов из 4 самарских вузов). Церемонию награждения провели декан социологического факультета Егорова Светлана Вячеславовна (заведующая кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований, к.с.н., доцент) и Малаканова Ольга Александровна (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н., доцент). Диплом I степени был вручен студентке 2 курса Самарского института культуры Винниковой Анне Сергеевне (группа РТП-222), которая в своей рецензии отметила, что «подросткам нужно учиться тому, что жизнь важна и главное в ней наслаждаться моментами, которые потом, в зрелости и старости, можно будет вспоминать под тёплым пледом с кружкой тёплого чая». Дипломы II степени получили Колесова Дарья Витальевна (группа 5201-390401D, Самарский университет), Якушев Максим Дмитриевич (группа 5101-390402D, Самарский университет), Чаплыгина Александра Алексеевна (группа БВ-321, Самарский государственный институт культуры). Третье место получили студентка Самарского медицинского университета Аникина Диана Сергеевна (группа 108) и курсант Самарского юридического института ФСИН России Баженов Максим Дмитриевич (взвод 4.1.). Благодарственными письмами были награждены научные руководители участников Конкурса Корепанова Юлия Николаевна (доцент кафедры юридической психологии, педагогики и организации воспитательной работы с осужденными Самарского юридического института ФСИН России, к.псих.н.) и Сундукова Виктория Викторовна (доцент кафедры юридической психологии, педагогики и организации воспитательной работы с осужденными Самарского юридического института ФСИН России, к.псих.н.). Малаканова Ольга Александровна (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н., доцент) отметила, что в рецензиях был сделан акцент на анализ социальной проблематики, связанной с молодежью и подростками: влияние цифровых технологий на их поведение и коммуникативные практики, проблема «отцов и детей», воспитание детей и молодежи, а также проблема психического здоровья и одиночества, сложность в понимании современных ценностных ориентиров.

Для студентов-участников семинара была организована экскурсия в Умный дом бабочек, от которой все участники зарядились радостным настроением. Выражаем директору Инюшкиной Елене Михайловне (доцент, кафедра физиологии человека и животных) и сотрудникам Певневой Анастасии и Кузнецову Василию искреннюю благодарность за интересный рассказ и душевное общение!

Дата :
07.12.2023